Правила: они не сложные, читать их не долго, соблюдать их не трудно, а нарушать их недостойно.



АвторСообщение
добрый админ




Сообщение: 1
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Российская Федерация, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 08:52. Заголовок: Рецензия для затравки


Собственно говоря, это не совсем рецензия, скорее дополнение к рецензии Бориса Нахимчина, котрую прочитать можно здесь:
http://www.avia-hobby.ru/ob/Nie1_27.html
Борис Степанов.


Nieuport 1-27 Russian postscript


Честно говоря, мне и в голову не могла придти мысль, что я, когда ни будь, соберусь оценивать сочинения наших славянских братьев посвященных теме истории авиации периода Первой Мировой войны, но как говорится «человек предполагает, а судьба располагает». В прочем сразу же хочу оговорится, мою заметку не стоит считать ни рецензией на продукцию издательства «Кагеро», ни критикой работы Б. Нахамчина, так как я собрался коснуться в ней в основном одного единственного вопроса – упоминаний о русских «Ньюпорах».
Как уже заметил выше упомянутый рецензент «пан Ковальский не корпел в архивах Германии и Англии », но и сам Нахимчин с Лефортово, конечно я имею в виду архив, а не знаменитую тюрьму, то же незнаком. Его оговорка, когда он вслед за Ковальским знаменитый XIX КАО называет 19-м ИАО, выдает его с головой, типичная ошибка дилетанта. Видно по всему, мой тезка материалом в этом вопросе не владеет, а почитай, добрая половина иллюстраций и треть содержания этой книжки посвящена именно русско-польским эпизодам карьеры «Ньюпоров», и естественно больше всего должна заинтересовать отечественного читателя. Думаю стоит с ней разобраться по основательнее. Так, как книга предназначена, прежде всего, моделистам, а их в основном заинтересуют иллюстрации, с последних, пожалуй, и начнем. Почетное место на центральном цветном развороте занимают два крайне интересных персонажа из XIX Корпусного Отряда 1-й Боевой Авиационной Группы. Правда, один из них, “Ньюпор”17Ц1 с французским регистрационным №2731, нарисован с фотографии более позднего времени, когда он оказался в составе 1 польско-литовского отряда . Как и Ковальский, я могу только предполагать, кто тогда его пилотировал , но старый хозяин этого аппарата мне очень хорошо известен. Это ни кто иной, как штабс-капитан Сергей Михайлович Бродович один из плеяды первых русских авиаторов, успевший за свою летную карьеру освоить почти все известные типы самолетов, включая гигант «Илья Муромец». Летом 1917 г. Бродович, вернувшись из французской командировки, начал карьеру летчика истребителя, будучи назначенным командиром XIX КАО, вместо убывшего во 2-ю группу Павла Аргеева. Но Сергей Михайлович, не смотря, на свой большой летный стаж и богатый практический опыт, приобретенный на западном фронте, не посчитал себя готовым к командованию боевым подразделением, и попросил командование дать некоторое время для стажировки. Он был направлен во II-й корпусной отряд рядовым пилотом, в место него принял временное командование над XIX-м отрядом поручик Губер. Бродович все же стал начальником девятнадцатого с 14 августа, но командовал им не долго получив серьезное ранение в воздушном бою 14 сентября. Вернулся ли он после излечения в группу точно не известно, хотя формально продолжал числится командиром девятнадцатого. Сергей Михайлович не принял большевистский переворот, предпочел дезертировать из рядов старой армии, и в следующем году объявился в рядах белогвардейцев, а бесхозный самолет, начале 1918 года попал на формирование частей зарождавшейся польской авиации. Советую моделистам обратить внимание на следующие особенности: «адамова голова» на руле поворота была нарисована несколько крупнее и соприкасалась с его белой обводкой (накрашенной, по-видимому, несколько позднее, чем эмблема), на борту фюзеляжа проступали следы личной эмблемы Бродовича, замалеванной новыми хозяевами. Его сосед по странице знаменитый «Боб». Вероятнее всего, это “Ньюпор”23Ц1 с французским регистрационным №3598, принадлежавший поручику Борису Владимировичу Губеру. Последний был зачислен в списки XIX КАО еще летом 1915 г. С этого времени Губер расставался со своим отрядом только за тем, что бы получить образование сначала летчика наблюдателя, а за тем и пилота, налетав к концу лета 1917 г. более ста часов. За две победы одержанные им еще в составе экипажа «Спада»2А2 (Губер летал на нем летчиком наблюдателем) в конце 1916 г. он был представлен к ордену Св. Георгия 4 класса. Не мудрено, что именно он замещал Бродовича в его многочисленных отлучках (стажировка, командировка на московский завод «Дукс» испытаний первого «Спада», а так же ранение), два раза официально назначаясь временно командующим отрядом. Скорее всего, именно такое исключительное положение дало ему привилегию украсить свою машину персональными эмблемами. Прибыв из Качи в отряд в конце июня, 1917 года Губер успел еще до окончательного развала старой армии поучаствовать в боях, добавив к своему счету еще одну групповую победу. В отличии от Бродовича, Борис Владимирович не покинул группу пережив в месте с ней все превратности смутного времени, и оказавшись в конце концов в составе авиации гетмана Скоропадского, в чине полковника. 16 декабря 1918 года со своей летной сотней он был направлен на усиление авиационных сил УГА (Украинской Галицкой Армии) Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) воевавшей в районе Львова с поляками, где и погиб 15 февраля 1919 г. в результате несчастного случая. Но история его машины на этом не закончилась. Судя по всему осиротевший самолет, облюбовал некий поручик Рудорфер (вполне возможно, что это был один из ассов австро-венгерской авиации оберлейтенант Рудольф Рудорфер) воевавший в качестве «солдата удачи» на стороне украинцев. Правда, это только предположение, основанное на обычае того времени закреплять за каждым пилотом определенный самолет. А вот, что точно известно, что летом 1919 г. на «Ньюпоре» за этим номером в числе нескольких беглецов из агонизирующей ЗУНР перелетел в Чехословакию некий пилот по фамилии Рудорфер. К этому времени самолет, оказавшийся единственным «Ньюпором» в чехословацкой авиации, был почти полностью перекрашен, и только кое-где еще сохранял приметы старого владельца. Превратившись за три года эксплуатации из боевого самолета в музейный экспонат, машина осталась доживать свой век на авиационных выставках и аэроклубах. Моделистов прошу обратить внимание на полевую модификацию в виде подрезанного в низу моторного капота у обеих машин не показанную на авторской иллюстрации. Более точно этот самолет изображен на рисунке М. Быкова, к статье В. Куликова , что к стати подмечено редактором, уточнившем цвета командирского вымпела на самолете Губера. Еще одно замечание, присутстувющий на иллюстрации, негативный вариант «адамовой головы» (черный череп) не был альтернативным вариантом знака XIX КАО. Такая эмблема украшала хвосты «Ньюпоров» звена управления 1-й Боевой группы, пилотировавшихся ротмистром А. А. Козаковым и подъесаулом И. А. Шангиным. Ковальский изображает «адамову голову» совершенно одинаковой для всех самолетов группы управления и XIX КАО, хотя на самом деле рисунок черепа и композиция эмблемы у каждой из машин были сугубо индивидуальными. Данный рисунок и декалькомания с некоторой натяжкой годятся только для «Ньюпора»17Ц1 с французским регистрационным №1910 закрепленного за Козаковым. При желании его можно сравнить с эмблемой с машины Шангина, рисунок которой находится на данном сайте .
На следующей странице расположился «Ньюпор»23Ц1 с французским регистрационным №2685, этому самолету в сочинении пана Ковальского повезло меньше всего. Во первых автор соблазнившись свастикой на борту составил абсолютно неверную аннотацию сделав владельцем аппарата совершенно другого пилота. В реальности согласно архивным документам машина за этим номером прибыла в 1-ю Боевую группу в последних числах августа и была распределена во второй корпусной и досталась одному из самых агрессивных пилотов отряда, прапорщику Крисанову. Да же просто посмотрев на приведенную в книге фотографию, можно заметить, что самолет имел нетипичную внешность, прибыв в Россию с французскими опознавательными знаками . Но Ковальский изображает на рисунке этого самолета вместо французских русские «кокарды» на крыльях, причем «Дуксовского» типа, оставляя при этом на вертикальном руле машины «галльский» триколор. Возможно, у автора были веские причины, для проведения подобной радикальной перемены облика аппарата, но он как-то запамятовал привести их хотя бы в аннотации. Во всяком случае, мне две имеющиеся в наличии фотографии этого аэроплана не позволяют сделать это. Что касается эмблемы, скорее всего она осталась от бывшего владельца самолета и была красного или черного цвета, но ни как не голубая. Как не покажется это странным, но французские знаки по прибытии машины в частях сразу же не перекрашивали, обычно меняя на русские при первом серьезном ремонте. Не стали трогать и символ удачи на фюзеляже. Но оберег не помог, «Ньюпору» с №2685 не суждено было долго летать в русском небе 13.09.1917 г. Крисанов был сбит в воздушном бою и упал в расположении противника. Должен еще раз огорчить моделистов. Имеющиеся в комплекте декали с номером на эту машину использовать по назначению не представляется возможным из за вкравшейся в них ошибки. На этом можно было бы, и закончить, но на задней странице обложки обнаружилось изображение руля поворота одного из «Ньюпоров» с фотографии 1-го Польского Боевого Авиационного Отряда, где присутствует бывший самолет Бродовича. Кроме упоминаний о 1-м ПБАО и «Ньюпорте» №2731, все прочие сведения авторской аннотации опять не верны. Вероятнее всего там оказался “Ньюпор”23Ц1 c французским регистрационным №2860 из IVКАО 1-й БАГ, его пилот прапорщик Вольский в месте с прапорщиком Земблевичем был переведен согласно книге приказов по 1-й БАГ 6-го февраля 1918 года из четвертого корпусного в 1-й польско-литовский отряд. Судя, по тому, что его коллега Земблевич прибыл в новую часть со своим закрепленным за ним еще в старом отряде аппаратом, то и Вольский вполне мог привести с собой своего «скакуна». Кроме него на этой странице изображены еще два бывших российских «Ньюпора», попавшие руки новых польских хозяев. Меня лично смущают, приведенные в аннотации к ним их регистрационные номера. Если это французские номера, указанные в них серийные числа для семнадцатого типа слишком велики. Хотя похоже на то, что автор просто поленился поставить в нужном месте точку, как случилось с последним из приведенных на иллюстрациях бывших российских «Ньюпоров». На первой странице цветной вкладки вместе с красной машиной Жана Новарра изображен «Ньюпор»21 из Высшей Школы Пилотажа, в аннотации его номер выглядит как французский серийный №4227, хотя из рисунка становится ясно, что это польский регистрационный №42.27.
Тексты статей, посвященных русско-польским персонажам из семейства «Ньюпоров», в основном повторяют работу Томаша Копаньского за исключением отрывка о первых польских авиационных формированиях в составе старой русской армии. Меня, прежде всего, заинтересовала именно эта информация, но изучать ее было достаточно неудобно, так как автор разбил сведения на многочисленные фрагменты, связав изложение с типами самолетов, вместо привычной хронологии событий. Нашлись некоторые нестыковки, так Ковальский утверждает, что Тадеуш Гроховальский был командиром 1ПБАО, а в отечественных документах на рапорте командира 7ИАО ротмистра Т. В. Гроховальского о переводе по его желанию в польские войска стоит пометка «2 польский отряд». Довольно любопытно замечание захвате у большевиков аппаратов 17-го типа с 80-ти сильными «Ронами». В конце 1917 года ситуация была строго противоположной, тогда оставшихся в строю 21-х доводили при капремонтах до стандартов 17-х, путем установки 100-х сильных двигателей и синхронных «Виккерсов». В документах подобные гибриды иногда помечались суффиксом «бис».
Что касается декалей, я давно уж не моделист, но логику Ковальского понять вполне возможно. Скорее всего, их надо рассматривать как дополнение к основным комплектам декалькоманий, приложенным к моделям. Так, что сетования Нахимчина об отсутствии кокард, в общем, не корректны. Их можно взять именно от туда, а автор как раз предлагает разнообразить тематику или дает редко встречающиеся варианты, как в случае с польскими шаховницами. Жаль, что только в декалях так много ошибок, которые сложно исправить. Ну и на последок хочу порадовать моделистов, крылатый дьявол то же наша эмблема, полякам она досталась по наследству, прошу иметь это в виду.



Еж - птица гордая, пока не пнешь - не полетит!!! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]





Сообщение: 5
Зарегистрирован: 20.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 09:34. Заголовок: по дьяволу


== Ну и на последок хочу порадовать моделистов, крылатый дьявол то же наша эмблема, полякам она досталась по наследству, прошу иметь это в виду.

Сомневаюсь я. Помнится в каком то польском журнале была статейка. И там кроме этого дьявола были и другие. Может быть потом рисовали?

С уважением

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрый админ




Сообщение: 4
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Российская Федерация, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 09:43. Заголовок: Re:


Зря сомневаетесь, поляки как раз на него и не претендуют, эта машина досталась им Вильнюсе вместе с прочей техникой З-го артиллерийского а/отряда у которого почти все самолеты были разрисованы.

Еж - птица гордая, пока не пнешь - не полетит!!! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 20.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:17. Заголовок: Re:


Боря, аса Рудорфера звали Франц, а не Рудольф (украинского летчика, кстати, тоже, хотя фамилия в украинских источниках значится как РудоЛьфер). Губер поступил в УГА с отрядом, а не сотней.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрый админ




Сообщение: 18
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Российская Федерация, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.07 21:40. Заголовок: Re:


E_Ushakow пишет:

 цитата:
Боря, аса Рудорфера звали Франц, а не Рудольф (украинского летчика, кстати, тоже, хотя фамилия в украинских источниках значится как РудоЛьфер). Губер поступил в УГА с отрядом, а не сотней.



Жень, да её писал три года назад, народ ждет теперь, когда ты на продолжение про Губера у нас разродишься.

Еж - птица гордая, пока не пнешь - не полетит!!! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.07 18:57. Заголовок: Re:


Боб Да разрожусь как нибудь

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Сообщение: 2
Зарегистрирован: 22.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.07 22:51. Заголовок: Re:


Боб пишет:

 цитата:
«Ньюпор»23Ц1 с французским регистрационным №2685, этому самолету в сочинении пана Ковальского повезло меньше всего.


книжка у меня в руках, а читаю у самолета с голубой свастикой приписку «Ньюпор»17Ц1 с французским регистрационным №2658, а не 85...

Где правда? Ковальски еще и в номере опечаталься (а какой Нюпор тогда Креиви фон Росену принадлежал?), или вы говорите каждый о другом самолете (и 2658 со свастикой так и принадлежал фон Росену)?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрый админ




Сообщение: 54
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Российская Федерация, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.07 00:02. Заголовок: Re:


Фон Росен вообще то знаменит, тем что будучи шведским аристократом, горячо поддержал в 1918 году отделение Финляндии от Советской России. Материально эта поддержка выразилась в подаренном самолете украшенном голубыми свастиками. Согласно канонической легенде именно этот летательный аппарат стал первой машиной ВВС независимой Финляндии а свастики опознавательными знаками. В общем пан Ковальский "слышал звон, да не знал где он" у него оказалась фотография Ньюпора со свастикой на борту и он просто пришпилил историю с фон Росеном к нему, перепутав при этом все на свете включая бортовой регистрационный №. Фон Росен никогда не служил в нашей армии, а в самой Швеции в ПМВ была очень сильна про немецкая ориентация.

У меня в наличии имеется гораздо лучшего качества фотография этой машины где её № четко виден, и к тому же имеет точную аннотацию своего происхождения.


Еж - птица гордая, пока не пнешь - не полетит!!! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет